MART. ТЫ УВИДИШЬ ЗДЕСЬ СЕБЯ. О ЧЕМ МОЛЧИТ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО КОЛЛАЖЕЙ?
Материал взят с сайта https://goodbye-office.com/culture/mart/
Увидеть то, что сложно представить. Найти истину, не поддающуюся разуму и воображению. Раскрыть то, что спрятано в самых тайных уголках вашей души. Почувствовать на себе, что значит быть причастным к искусству коллажей.
Поговорить с художницей и узнать все секреты, которые таятся в глубине картин. Все это и многое другое уже ждет тебя. Оставайся с нами, и ты сможешь увидеть здесь себя.
18 мая в ДК «Трехгорка» прошло открытие мультимедийной выставки современного искусства под названием «MART». Ты увидишь здесь себя». Автор выставки — молодая художница Анна Март, которая работает в стиле Mixed Media Collage. Художественное кредо Анны: «человек всегда совершенствуется, проходя через трудности».
Художница переносит чувства и переживания своей души в коллажи, отражая свою борьбу противоречий и внутренний разрыв. МARТ обнажает человеческие страсти, обиды, зависть, горечь, боль, дает шанс зрителю остановиться и узнать в коллажах свое собственное отражение, свою борьбу, свою душу.
Наш журналист Виктория Мартынова с радостью проведет вас по выставке, расскажет о представленных работах и познакомит с автором коллажей чуть ближе.
Не сразу понимаешь, куда попал, когда в первый раз оказываешься внутри выставочного зала. Плавно перемещаясь в пространстве первого этажа среди призрачных теней и туманных бликов приглушенного света, попадаешь в главный зал. Здесь представлено несколько работ не только Анны, но и ее творческих единомышленников Сергея Батышева и Татьяны Никишиной. Сергей — медиахудожник. Татьяна — фотограф. Благодаря их совместным творческим усилиям родилась одна из главных инсталляций. Это не картина и не просто фотография, а огромный медийный коллаж из множества маленьких кусочков человеческого лица. И это не статичное изображение, оно все время меняется.
Вот, как это выглядит. Смотрится немного устрашающе, не правда ли?
Фото: Мария Савельева
Самое интересное, что нам дают возможность «поиграть» с инсталляцией и создать свой собственный коллаж. Поднося руку к специальному сенсорному датчику, лицо человека начинает преображаться. Как только мы убираем руку — инсталляция замирает в том творческом порядке, который мы ей придали. Буквально за минуту можно почувствовать себя реализовавшейся творческой единицей.
Фото: Мария Савельева
Но несмотря на масштабы, инсталляция — не первое, что бросается в глаза. При входе в главный зал стоит сцена, над которой простирается огромное полотно экрана, усеянного изображениями: необычными, загадочными, с заманчивой ноткой абсурдности. Мужчина в цветах, ядерный гриб взрыва в чьей-то голове. Приятный эффект абстрактного искусства в том, что каждый читает посыл картины по-своему.
Фото: Мария Савельева
Двигаемся дальше. Что еще тут есть? На противоположной стороне от входа в зал видим стену с глазами. В прямом смысле. На ней развешаны фотографии глаз людей крупным планом. Зачем? Как говорит Анна Март: «глаза — это зеркало души, поэтому она предлагает зрителям заглянуть в души тех, чьи снимки представлены на выставке, и понять, насколько мы разные, насколько отличаются наши истории, наши миры и наши жизни».
Фото: Мария Савельева
Рядом можно заметить еще один экспонат, он же последний на первом этаже. Он является, скорее, чем-то эстетическим, нежели смысловым. Его нельзя прочитать, потому что он не содержит в себе никакой информации, однако многим посетителям он нравится, поэтому многие подходят к нему, чтобы сфотографироваться. И правда красиво! Выглядит как декорация для съемок. Взгляните сами.
Фото: Мария Савельева
По пути на второй этаж, нам посчастливилось встретиться с автором выставки Анной Март и поговорить о ее творчестве.
— Анна, стиль ваших работ настолько необычен и свеж. Расскажите, с чего все начиналось? Почему вы решили работать именно со стилем Mixed Collage? Что это значит для вас?
— Это все пришло ко мне очень естественно. Я, вообще, архитектор по образованию, поэтому изначально начинала свою работу с искусства проектирования. Но в один момент я просто начала смотреть, как одни изображения сочетаются с другими. А потом начала пробовать миксовать картинки сама. В этом я находила некое выражение личных эмоций. Потом я поняла, что это еще и отличный способ людям что-то сказать. Мне хотелось не просто сделать эстетический материал, а донести до людей что-то важное. Мне хотелось показать, кто я такая и для чего я здесь.
— Это ваш первый масштабный проект? Были ли какие-то выставки до?
— Да, это первое такое большое мероприятие. До этого я участвовала в коллективных выставках с моими коллегами и другими знакомыми, а потом ко мне пришло осознание, что я готова сделать все сама: и материал есть, и желание есть, и люди, которые могут мне помочь. Я очень им благодарна, потому что без людей ничего реализовать невозможно. Не знаю, мне так повезло, что как-то вот они находятся сами, понимаете? Это так кайфово — знать, что ты не одинок и что тебя всегда поддержат.
— Вы сказали, что в подготовке было задействовано много людей. А в чем, собственно, заключалась помощь? И сколько это все заняло по времени?
— Мы начали работу еще с сентября, потому что это все очень долгосрочно, в плане поиска помещения. Мы сначала рассылали презентации, всякие пресс-релизы, но нам почему-то везде отказывали. Ну, мы не сдавались и занимались этим до последнего, потому что я четко знала, что это обязательно должно случиться. Ведь если это действительно твое — это найдется. И благодаря ДК «Трехгорка» мы все же смогли реализовать то, что хотели.
Анну позвали ее друзья. Она извинилась и ушла, но пообещала продолжить беседу чуть позже…
Поднимаемся на второй этаж. Справа видим большие работы, метр на метр. На них крупным планом изображены модели в коллаборации с другими картинками и графикой. У каждого коллажа есть свое название, это очень помогает уловить тот посыл, который хотела донести Анна. Кто-то согласится с соотношением смысла картины и ее названия, а кто-то будет долго думать и спорить у себя в голове с художницей, задаваясь вопросом «Ну почему она назвала эту работу так, если тут изображено совершенно другое?».
Особый интерес у посетителей выставки вызывает работа, на которой изображен мужчина с женским силуэтом в цветах. Ее название — «Тщеславие», а слог — «Жить красотой». Это единственный коллаж, к которому добавили что-то живое и объемное: засохшие бутоны роз, которые привлекают всеобщее внимание. Работой хочется наслаждаться не только визуально, но и тактильно. Почему художница выбрала именно эту работу? Почему именно розы? Почему цветы засохшие? И почему тщеславие и красоту олицетворяет мужчина, а не женщина, как это обычно принято?
Может быть вы сможете раскрыть нетривиальный посыл работы. Не забудьте поделиться ими в комментариях.
Фото: Мария Савельева
Вдоль стены висят различные коллажи, сформированные в серии. Одна посвящена противостоянию себе, другая – поиску своей души, своей натуры и истинного я. Но больше всех нас заинтересовала серия работ о войне. Но не о мировой, и не отечественной, а о войне внутри нас. О борьбе, которая разгорается внутри человека, когда эмоции обрушиваются со всей своей сокрушительной силой, сердце поднимает бунт против логики, и два лагеря внутренней морали «хорошее» и «плохое» терзают человека изнутри.
Фото: Мария Савельева
Коллаж: Анна Март
…Наконец, Анна возвращается, и мы продолжаем нашу беседу.
— Скажите, вы, создавая коллажи, хотели донести до аудитории какой-то единый посыл или, наоборот, хотели, чтобы у одной работы было много интерпретаций?
— Я считаю, что то, что в голове у художника и то, что в голове у зрителя, должно быть всегда разным. Это правильно. И каждый может, хочет и должен увидеть что-то свое. Когда я создавала коллажи, я не хотела, чтобы посылы прочитывались «явно». Потому что все работы — обо мне. Однако важность художника на выставке незначительна. Любая выставка — это, как ни странно, сугубо личная психотерапия. Художник задает только общее направления для размышлений.
— На ваших инсталляциях изображены реальные модели. Это все ваши знакомые и друзья?
— Да. Так получилось, что на момент реализации проекта у меня уже были знакомые модели и фотографы. Потом нашелся и медиа-художник. Все так сошлось, что эта выставка должна была состояться. Все модели в проекте, в принципе, входят в мой круг общения, и спасибо им огромное, что согласились работать над этим вместе со мной.
— Когда вы создавали работы, на чем вы основывались, когда делали модель героем того или иного коллажа? Вы просто представляли, где бы этот человек лучше смотрелся или все же он вызывал какие-то ассоциации? Например, действительно ли на работе названием «Тщеславие» изображен тщеславный человек?
— Сначала я понимаю для себя, какую тему хочу раскрыть, а потом я ищу изображение или людей, которые могут подходить под этот смысл. Когда я думала над большими коллажами метр на метр, я старалась искать таких ребят, которые бы вжились в масштаб, так сказать. Ведь это реальные люди и реальные образы. Я не буду говорить, что я нашла конкретно в каждой модели, но что-то я в них нашла. Нашла то самое, подходящее для определенной работы.
Фото: Анна Март
Мы поблагодарили Анну за такую душевную беседу. Художница улыбнулась и любезно проводила нас к последнему «экспонату», который завершает выставку. Здесь представлены ручные коллажи, которые были вырезаны и склеены Анной за несколько дней до мероприятия. Как говорит автор, она хотела показать, что, если не брать в счет медиаграфику, стиль Mixed Collage довольно прост в исполнении, складывать единую картинку из нескольких кусочков совсем не сложно. Главное — это знать, что и кому ты хочешь донести.
Фото: Мария Савельева
На этом мы завершили осмотр. Впечатления для каждого свои: наш фотограф ходит задумчивая, а другие журналисты веселые и заряженные. Какими бы впечатления ни были, точно то, что выставка Анны Март — это пульсирующий источник неиссякаемого вдохновения и энергии. Но о чем она? О молодой девушке, которая делится с вами своими образами и мыслями, через которые становится понятно, что мы – уникумы с собственным мышлением и мировоззрением, со своей неповторимой красотой и творчеством, которые нужно лишь раскрыть, чтобы по-настоящему познать себя.
Автор: Виктория Мартынова
Фото: Мария Савельева
Редакторы: Анабелла Камигаки, Илья Володин